Детский сад № 13 ст. Новоминская

Функциональная грамотность в ДОУ


f00f70326a1700218731d10.jpg

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.

Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей. Актуальна ли она для дошкольного образования? Бесспорно - ДА.

Современный ребенок - это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.

На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности. На ступени дошкольного образования на развитие функциональной грамотности влияют определенные факторы:

- содержание процесса воспитания;

- формы и методы воспитания;

- программы дошкольного воспитания;

- наличие дружелюбной среды;

-активная роль родителей в процессе воспитания детей.

Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, а также методические и дидактические формы работы.

При формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случае будет возможно достигнуть положительных результатов.

Финансовая грамотность

Тематическое занятие с детьми средней группы «Какие бывают деньги»

Тематическое занятие с детьми старшей - подготовительной группы «Семейный бюджет»
Сюжетно-ролева игра «Супер маркет «Магнит»
Сюжетно-ролева игра «Парикмахерская»
Тематическое занятие с детьми средней группы «Что такое деньги»
Консультация для родителей «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям»
Консультация для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности»
Онлайн-игра «Смешарики в мире финансов»Смешарики «Крош и Грош»
15 вопросов для проверки финансовой грамотности

Экологическая грамотность

ПРАЗДНИК "ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ"

Квест-игра по экологии "В гости к Феи- природе"

Акция "Каждой пичужке по кормушке"

Экологические игры с детьми.

Экологические сказки

Всероссийской экологическая акция «Зелёная Весна» 

Естественнонаучная грамотность:

перед современными педагогами стоит особая, достаточно новая задача – формирование у детей основ естественнонаучной грамотности, как элемента функциональной грамотности, которую мы понимаем, как способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, способность использовать естественнонаучные знания, выявляя проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. На протяжении всего дошкольного периода педагоги должны создавать благоприятные условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой деятельности, эвристического мышления. 

Конспект по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Чудеса света»
Конспект занятия кружка «Хочу все знать!» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Музыкальная лаборатория»
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетической деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста на тему «Свойства воска»

Читательская грамотность

совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Книга уже не воспринимается как учебник жизни. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. Поэтому мы стараемся по возможности каждый момент жизни ребенка связать с художественным словом: используем стихи, пословицы, поговорки, потешки в режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений, занятий, любой совместной деятельности ребенка и взрослого. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы, в каждой группе ДОУ оформлен книжный уголок, в который вносится в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии, энциклопедии и т.д.

Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, в группах имеются различные виды плоскостного, объёмного, настольного, пальчикового театров, наборы готовых игрушек. Для драматизации литературных произведений мы используем элементы костюмов сказочных героев, маски. Чтобы дети могли различать литературные жанры мы изготовили дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских художественных произведений.

Периодически в группе организуются выставки книг, на тему «Моя самая любимая книга». Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети могут в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Но наша работа была бы неполной, если бы мы не приобщали к ней родителей. Проводим с детьми и их родителями творческие встречи, литературные викторины, развлечения, игры-викторины по произведениям разных авторов. 

f00f70326a1700209118d67.jpg

f00f70326a1700209133d41.jpg

f00f70326a1700209160d11.jpg

f00f70326a1700209180d13.jpg

Игровое мероприятие с родителями и детьми средней группы «Сказка в детство возвращает, взрослых в деток превращает»

Памятка «Технология продуктивного чтения-слушания»

Математическая грамотность – 

это способность человека, включающая умения:

- распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

f00f70326a1700209333d94.jpg

f00f70326a1700209395d24.jpg

f00f70326a1700209349d92.jpg

f00f70326a1700209368d94.jpg

Социально - коммуникативная грамотность

16 ноября 2023 в 18:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.