Детский сад № 13 ст. Новоминская

Обобщение опыта Ведьмак Евгении Ивановны Методическое пособие для детей дошкольного возраста « Студия хороших манер»

Е.И. Ведьмак 

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 13

Каневской район ст. Новоминская

Введение

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей,  розрыв поколений,   технологизация, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде ( повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. 

 Исходя из проблем социальной жизни, современных проблем детско-родительских  отношений мы определили задачи социального развития детей в нашем детском саду: освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом. В своей работе использую  технологии социализации ребенка ( Автор Гришаева Н.П., научный  сотрудник института социологии)  которые  можно использовать  в  образовательной деятельности с детьми, для
развития коммуникативных навыков жизни в коллективе.

 Организация деятельности «Студии хороших манер», где ведущим средством является, формирование морально-личностных качеств ребенка предлагаем организованную деятельность  где через игры - занятия формируются нравственные качества, а также и личностно - эмоциональное волевое развитие детей.

Педагогическая ситуация предусматривает одно занятие  в неделю, длительностью  — 15-20 минут.

Содержание педагогического исследования

Основные методы и формы обучения детей:
-
организация развивающих проблемно- практических и проблемно-игровых ситуации, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов.
-
совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;
- познавательно-этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире.
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- рассматривание рисунков и фотографий.
- свободное и тематическое рисование, лепка,
 аппликация, ручной труд (оригами);
- чтение художественных произведений;
- сочинение историй;
- беседы; мини - конкурсы, игры – соревнования

 Задачи:

 - Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства (литературы, живописи, музыки, театра).

- Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности, умения общаться, сопереживать, ставить себя на место другого.

- Формирование правильного отношения к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали.

 - Формирование способности отрицательно оценивать собственное нарушение норм морали.

 -Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, уважения их прав и интересов.

 - Формирование коммуникативных навыков: умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

I.Раздел пособия – « Воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе»

- Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим.

II. Раздел пособия – « Развитие способности понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать»

- Знакомить детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются: позы, мимика, жесты; обучать пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоциойального состояния других.

III. Раздел пособия – « Формирование желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами».

- Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Формирование коммуникативных навыков: умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Обучать нормам и правилам поведения, способствовать осознанию причин конфликтов, обучать способам и приемам их самостоятельного разрешения.

Структура

Каждая встреча состоит из трех частей, согласно разделам пособия.

Первая часть: Создание атмосферы благожелательности, доверия и любви, проведение ритуала приветствия, включающего пожелания друг другу добра, любви, здоровья. Цель — помочь ребенку постепенно познать себя: чем он похож на других людей и чем от них отличается.

Вторая часть: Цель — знакомство с историями, сказками, притчами, сказаниями, содержание которых соответствует теме и задачам данного занятия (чтение, рассказывание, театрализация сюжета...)» формируются навыки восприятия произведений различных видов искусства (литература, живопись, музыка, театр).

Нравственные рассуждения, своеобразие взглядов, самопознание — главное в этой части. Надо дать понять ребенку, что к его мыслям, мнению относятся с уважением. Формируется умение передать в слове свои ощущения, переживания; вырабатывать желание и умение быть лучше. Формирование навыков общения.

Третья часть: Побуждение ребенка к положительным поступкам через специальные игры, инсценирование этюдов нравственного содержания, повторение круга пожеланий и благодарения, выполнение практических заданий по применению нравственных правил. Развитие личности через эмоциональное развитие.

Пособие «Студии хороших манер» интегрируется в целостный педагогический процесс. Тема не ограничивается рамками одной встречи, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. Содержания тем включаются в работу с детьми во всех видах детской деятельности.

Даются дополнительные объяснения, организуются игровые ситуации, читается соответствующая художественная литература, работа проводится в течение такого времени, пока ребенок не освоит данный материал. Ведется предварительная работа с детьми для проведения материала по определенной теме, параллельно идет индивидуальная работа с ребенком для формирования, воспитания и развития нравственных качеств его личности. В отдельных случаях объединяются (интегрируются в одно занятие) несколько хорошо усвоенных тем. Модель планирования педагогической работы выбирается с учетом развития детей и усваиваемого материала.

Вывод

Работая в данном направлении, мы видим, что воспитательные возможности для формирования морально – личностных качеств  дошкольников посредством социально – коммуникативных технологий. различных игровых методов и  приёмов  безграничны. Участие в них детей,  помогает им найти общий язык, облегчает сближение друг с другом, формирует навык этического поведения в обществе.

                                                                                                            Приложение

 Примерное планирование по организованной деятельности 

«Студии хороших манер».

Недели

Тема занятия

Сентябрь

1

Упражнение «Давай познакомимся» Цель: научить детей представлять себя коллективу сверстников; познакомить с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

2

Беседа «Расскажи о себе»  Цель: выявить представления ребенка о себе на основе самоанализа своих психологических качеств

3

Упражнение «Я и мое тело» Цель: научить детей преодолевать замкнутость, пассивность, скованность

4

Игра «На кого я похож» Цель: помочь ребенку осознать себя и черты своего характера.

Октябрь

1

Беседа «Мой друг» Цель: развить умение оценивать поведение своих сверстников, отношений в коллективе

2

Игра «Подарок другу» Цель: развить умение невербально «описывать» предметы; способствовать закреплению положительного отношения к сверстникам.

3

Упражнение «Я и мой друг» Цель: развить навыки совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей

4

Игра «Добрый волшебник» Цель: способствовать пробуждению положительных взаимоотношений на основе доброжелательности, сопереживания, сочувствия.

Ноябрь

1

Беседа «Как правильно дружить» Цель: научить правильно, воспринимать сверстников, применять навыки общения

2

Упражнение «Окажи внимание другу» Цель: научить выражать свое положительное отношение к другим людям, оказывать и принимать знаки внимания.

3

Беседа «Моя любимая игрушка» Цель: развить умение слушать друг друга, описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.

4

Игра «Магазин игрушек» Цель: закрепить дружеские взаимоотношения между детьми.

Декабрь

1

Игра «Ты в гостях» Цель: способствовать усвоению навыков культурного поведения и общения в гостях, обучить свободному эмоциональному общению.

2

Игра «К нам пришли гости» Цель: продолжать учить применять навыки общения, взаимодейство­вать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

3

Упражнение «Комплименты» Цель: развить умение слушать других и вступать в контакт; уметь выражать свои чувства

4

Игра «Конкурс хвастунов» Цель: продолжать учить правильно, воспринимать сверстников, нахо­дить у них как можно больше достоинств.

Январь

1

Беседа « Что значит любить родителей» Цель: сформировать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения

2

Рисование «Моя семья» Цель: развить творческие способности подбирать характерные для образа движения

3

Упражнение «Хороший поступок»  Цели: развить понятия о различных стилях поведения, побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам.

4

Игра «Кого мы называем честным, добрым, вежливым» Цель: способствовать развитию положительных качеств, умению выражать свои чувства.

Февраль

1

Упражнение «Азбука настроений» Цель: научить детей передавать заданное эмоциональное состояние — радость, страх, гнев и др.

2

Составление рассказа «Когда мне плохо...» Цель: учить в рисунках передавать свое настроение, эмоции

3

Составление рассказа «Я люблю, когда...» Цель: продолжать учить передавать эмоции с помощью красок

4

Игра «Путешествие в волшебную страну» Цель: сформировать положительное отношение к самому себе и сво­им сверстникам

Март

1

Целевая прогулка «На улице» Цель: способствовать накоплению знаний о правилах поведения на улице.

2

Игра «В транспорте» Цель: упражняться в применении навыков общения в транспорте; совершенствовать коммуникативность.

3

Создание коммуникативных ситуаций на улице Цель: продолжать формировать умению общению на улице, согласовывать коммуникативные позиции

4

Игра «Автобус» Цель: способствовать овладению детьми адекватно воспринимать сущность конкретного речевого взаимодействия.

Апрель

1

Игра «Сказка наоборот»  Цели: расширить понятие о различных стилях поведения

2

Игра «Встреча сказочных героев» Цель: умение подбирать характерные для героев движения.

3

Лепка «Лепим сказку» Цель: развить и закрепить навыки совместной деятельности.

4

Сказка «Лиса, заяц и петух»  Цели: способствовать овладению детьми различных коммуникативных ролей

Май

1

Коллективный рисунок «Рисуем сказочных героев» Цель: формировать умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

2

Викторина «Из какой я сказки?» Цель: способствовать развитию воображения, памяти

3

Творческая игра «Придумай дальше» Цель: продолжать развивать способности к импровизированному диалогу, речи, воображению.

4

Развлечение «Русские народные сказки» Цель: закрепить умение свободно общаться в коллективе, образно исполнять роли

 

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.

2. Бычкова С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М., 2002.

3.. Гришаева Н. П.,Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

5.Козлова С А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

 6.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

7. Хухлаева О.В. и др. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. М., 2001.

8. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб., 2002.

9. Сайт «Ресурсы образования». Профессиональный стандарт воспитателей https://www.resobr.ru/article/63328-qqq-18-m11-professionalnyy-standart-vospitateley

11 февраля 2021 в 11:59

Прикреплённые файлы:

Документ: Обобщение опыта Ведьмак Евгении Ивановны Методическое пособие для детей дошкольного возраста « Студия хороших манер»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-vedmak-mbdou-ds-13_me6sk.pptx

Это официальный файл организации «Детский сад № 13 ст. Новоминская», в нём содержится Обобщение опыта Ведьмак Евгении Ивановны Методическое пособие для детей дошкольного возраста « Студия хороших манер».

Размер файла: 1,1 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.