Детский сад № 13 ст. Новоминская
|
Обобщение опыта работы музыкального руководителя Сидоренко Елены Эдуардовны «Сказки - шумелки в музыкально-творческом развитии детей дошкольного возраста»Е.Э. Сидоренко музыкальный руководитель МБДОУ д / с №13 ст. Новоминская Ведение Сегодня перед педагогами стоит одна из главных задач - формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказки для малышей с забавным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать для развивающих занятий, как в детском саду, так и дома. С помощью занимательных сказок - шумелок малыши знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами извлечения звуков, развивают слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания. Такие сказки помогают педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей. Содержание педагогического исследования Так что же такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. Шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп: 1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам; 2. Импровизация звуковых картин на заданную тему; 3. Звуковая иллюстрация стихов; 4. Сказки - шумелки; Одной из самых увлекательных игр для ребенка является рассказывание сказок - шумелок. Сказки - шумелки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития речи и внимания у детей дошкольного возраста. Такие сказки дети очень любят, ведь они сами участвуют в процессе их создания. «Шумовое сопровождение» не требует особых музыкальных навыков. Алгоритм работы со сказкой: 1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма; 2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания; 3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования; 4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания; 5. Озвучивание сказки; Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков. К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки, бубен, треугольник, бубенцы, кастаньеты и т. д.) Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Это пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, целлофан. Важно знать методику рассказывания сказки – шумелки: - Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть. - Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы подойдут для шумового оформления текста - Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. - Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. - Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. - Выбирая текст сказки, необходимо учитывать возраст ребенка. - Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте. - Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу. - Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким и оригинальным. Анализ полученных результатов Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд — одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах — развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок сначала мы вместе с детьми имитировали различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.). Затем дети к каждому герою подбирали похожие по звучанию инструменты, передавали ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц). Закреплением разучивание сказки это было показ театральной деятельности детей. Они сами показывали сказку и озвучивали с помощью музыкальных инструментов. Выводы Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах. Дети в свою очередь реализуют представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. У детей развивается слух, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр и ритм. А так же развивается слуховая память, они учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. У ребёнка формируются навыки сотрудничества и сотворчества, развивается выдержка. Сказки - шумелки являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития мелкой моторики, слуховой памяти, внимания и фантазии, а так же развития речи детей в условиях семьи и детского сада. Приложение «Лиса и рыба» Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. - бубенцы Видит дед – на дороге лиса лежит,обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, - барабан А сам пошёл впереди. - целлофан Лошадка бежит, колокольчиком звенит - бубенцы, коробочка А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке - ксилофон (глиссандо) Выбросила всю рыбку и сама убежала. - барабанит пальцами «Елочка» Авторы текста Е. и С. Железновы Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны По её веточкам прыгали белки– прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону) Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам. И громко стучал клювом– вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками). Иногда мимо проходил большой медведь– ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану) Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне) Вечером на елочку подул ветерок– дуем Ночью над ней загорались звёздочки– вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике) Летом около неё летали комарики– шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» Зимой на неё падали белые снежинки– рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны). И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом. «Репка» Жил-был дед с бабкой да внучка- бубен И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка- погремушка Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить!- металлофон Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет, вытянуть не может- мять бумагу Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут- ударять ложками Позвала бабка внучку- шуршалочка Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут- 3 раза ударять ложками Кликнула внучка Жучку.- погремушка Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут -потянут, вытянуть не могут- 4 раза ударять ложками Кликнула Жучка кошку- треугольник Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут- 5 раз ударять ложками Кликнула Муська мышку- колокольчик Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут — вытащили репку.- 6 раз ударять ложками «Курочка Ряба» Жили- были Дед да Баба- металлофон Да была у них курочка Ряба: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах,тах»- деревянные ложки Снесла курочка яичко, Да не простое, а золотое- удары по металлофону Дед бил, бил-не разбил - ложкой по столу Баба била,била -не разбила- ложкой по столу Мышка бежала, - колокольчик Хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось- шуршалочка Плачет дед, Плачет Баба,- треугольник А курочка кудахчет: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах, тах, - удары ложками Не плачь, Дед, Не плачь, Баба!- удары ложками Я снесу вам яичко другое, Не золотое, а простое!- провести по металлофону Список литературы
11 февраля 2021 в 11:25
Прикреплённые файлы:Документ: Обобщение опыта работы музыкального руководителя Сидоренко Елены Эдуардовны «Сказки - шумелки в музыкально-творческом развитии детей дошкольного возраста» Описание файла:Файл называется: prezentacija-sidorenko-e-ye-mbdou-ds13_me6sk.pptx Это официальный файл организации «Детский сад № 13 ст. Новоминская», в нём содержится Обобщение опыта работы музыкального руководителя Сидоренко Елены Эдуардовны «Сказки - шумелки в музыкально-творческом развитии детей дошкольного возраста». Размер файла: 4,97 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.