Детский сад № 13 ст. Новоминская

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Сидоренко Елены Эдуардовны «Сказки - шумелки в музыкально-творческом развитии детей дошкольного возраста»

Е.Э. Сидоренко

музыкальный руководитель

МБДОУ д / с №13

ст. Новоминская                                                         

Ведение

Сегодня перед педагогами стоит одна из главных задач - формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура.

Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства,  вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.

  С  раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками  с целью накопления первоначального музыкального опыта.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказки для малышей с забавным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать для развивающих занятий, как в детском саду, так и дома. С помощью занимательных сказок - шумелок малыши знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами извлечения звуков, развивают слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания. Такие сказки помогают педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей.

Содержание педагогического исследования

Так что же такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. Шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам;

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему;

3. Звуковая иллюстрация стихов;

4. Сказки - шумелки;

Одной из самых увлекательных игр для ребенка является рассказывание сказок - шумелок. Сказки - шумелки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития речи и внимания у детей дошкольного возраста. Такие сказки дети очень любят, ведь они сами участвуют в процессе их создания. «Шумовое сопровождение» не требует особых музыкальных навыков.

Алгоритм работы со сказкой:

1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма;

2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания;

3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования;

4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания;

5. Озвучивание сказки;

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков.

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки, бубен, треугольник, бубенцы, кастаньеты и т. д.)

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Это пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, целлофан.

Важно знать методику рассказывания сказки – шумелки:

- Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.

- Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы  подойдут для шумового оформления текста

- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

- Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

- Выбирая текст сказки, необходимо учитывать возраст ребенка.

- Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.

- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким и оригинальным.

Анализ полученных результатов

Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд — одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах — развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок сначала мы вместе с детьми имитировали различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.). Затем дети к каждому герою подбирали похожие по звучанию инструменты, передавали ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц). Закреплением разучивание сказки это было показ театральной деятельности детей. Они сами показывали сказку и озвучивали с помощью музыкальных инструментов.

Выводы

Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Дети в свою очередь реализуют представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. У детей развивается слух, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр и ритм. А так же развивается слуховая память, они учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. У ребёнка формируются навыки сотрудничества и сотворчества, развивается выдержка.

Сказки - шумелки являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития мелкой моторики, слуховой памяти, внимания и фантазии, а так же развития речи детей в условиях семьи и детского сада.

Приложение

«Лиса и рыба»

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит. - бубенцы

Видит дед – на дороге лиса лежит,обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани, - барабан

А сам пошёл впереди. - целлофан

Лошадка бежит, колокольчиком звенит - бубенцы, коробочка

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке - ксилофон (глиссандо)

Выбросила всю рыбку и сама убежала. - барабанит пальцами

 «Елочка»

Авторы текста Е. и С. Железновы

Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны

По её веточкам прыгали белки– прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)

Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.

И громко стучал клювом– вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).

Иногда мимо проходил большой медведь– ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)

Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)

Вечером на елочку подул ветерок– дуем

Ночью над ней загорались звёздочки– вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

Летом около неё летали комарики– шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»

Зимой на неё падали белые снежинки– рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

 «Репка»

Жил-был дед с бабкой да внучка- бубен

И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка- погремушка

Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить!- металлофон

Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет, вытянуть не может- мять бумагу

Позвал дед на помощь бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут- ударять ложками

Позвала бабка внучку- шуршалочка

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут- 3 раза ударять ложками

Кликнула внучка Жучку.- погремушка

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут -потянут, вытянуть не могут- 4 раза ударять ложками

Кликнула Жучка кошку- треугольник

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут- 5 раз ударять ложками

Кликнула Муська мышку- колокольчик

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут — вытащили репку.- 6 раз ударять ложками

«Курочка Ряба»

Жили- были Дед да Баба- металлофон

Да была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах,тах»- деревянные ложки

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое- удары по металлофону

Дед бил, бил-не разбил - ложкой по столу

Баба била,била -не разбила- ложкой по столу

Мышка бежала, - колокольчик

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось- шуршалочка

Плачет дед,

Плачет Баба,- треугольник

А курочка кудахчет:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах, тах, - удары ложками

Не плачь, Дед,

Не плачь, Баба!- удары ложками

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое!- провести по металлофону

Список литературы

  1. Железнова Е.С., «Стучалки. Сказки с озвучиванием» М.: Карапуз, 2016.
  2. Кошманская И.П., Методическое пособие «Театр в детском саду», Ростов на Дону.: Феникс, 2004.
  3. Сайт «Ресурсы образования». Профессиональный стандарт воспитателей https://www.resobr.ru/article/63328-qqq-18-m11-professionalnyy-standart-vospitateley
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2017/02/24/skazki-shumelki
11 февраля 2021 в 11:25

Прикреплённые файлы:

Документ: Обобщение опыта работы музыкального руководителя Сидоренко Елены Эдуардовны «Сказки - шумелки в музыкально-творческом развитии детей дошкольного возраста»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-sidorenko-e-ye-mbdou-ds13_me6sk.pptx

Это официальный файл организации «Детский сад № 13 ст. Новоминская», в нём содержится Обобщение опыта работы музыкального руководителя Сидоренко Елены Эдуардовны «Сказки - шумелки в музыкально-творческом развитии детей дошкольного возраста».

Размер файла: 4,97 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.